МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО»
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
в 2018-2019 учебном году
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Астана, 2018
Об организации образовательного процесса в дошкольных организациях Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году. Инструктивно-методическое письмо – Астана: 2018. – 33 стр.
Инструктивно-методическое письмо предназначено для оказания методической помощи педагогическим работникам системы дошкольного воспитания и обучения: руководителям, методистам, педагогам дошкольных организаций всех видов независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности в организации образовательного процесса в 2018-2019 учебном году.
Инструктивно-методическое письмо рекомендовано решением Научно-методического совета Республиканского центра «Дошкольное детство» (протокол от 14 августа 2018 г. № 5).
Общие положения
Главой государства Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» перед системой образования поставлена задача: «Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний. В дошкольном образовании необходимо внедрить единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения».
Образовательный процесс в дошкольных организациях республики в 2018-2019 учебном году всех видов независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности будет направлен на предоставление качественных образовательных услуг для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Для реализации данной цели в 2018-2019 учебном году определены следующие задачи:
- укрепление физического и психического здоровья детей;
- приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям (Программа «Рухани жаңғыру», подпрограмма «Туған жер»);
- развитие социальных навыков и навыков самообучения детей раннего и дошкольного возраста;
- формирование у детей любви к истории, природе, культуре и богатому наследию родного края;
- целенаправленная подготовка детей к обучению в школе.
При организации образовательного процесса рекомендуется руководствоваться следующими нормативными правовыми актами (приложение 1):
- Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080);
- Типовые учебные планы дошкольного воспитания и обучения (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557) (далее - ТУП);
- Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499);
- Перечень учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях (приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года № 400);
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка» (приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 августа 2017 года № 615);
- Типовые правила деятельности дошкольных организаций (постановление Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.04.2017 г.) и др.
Особенности образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляется согласно перспективному плану, циклограммы. Для отслеживания развития детей на разных возрастных этапах проводится мониторинг.
Условиями успешного планирования являются:
- определение целей и задач планирования;
- знание содержания Типовой программы;
- выбор оптимальных путей, средств, методов, способствующих достижению поставленных целей;
- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- объективная оценка педагогами уровня своей работы в момент планирования.
Перспективный план составляется на учебный год в соответствии со сквозными темами (приложение 3).
При подборе сквозных тем (приложение 4) педагог должен проявлять творческую компетентность, ориентируясь на региональные особенности, возраст детей, тематическую направленность дошкольной организации, праздничные дни международного и республиканского значения. Отобранные сквозные темы для каждой возрастной группы согласовываются и утверждаются на педагогическом совете.
Реализацию содержания дошкольного воспитания и обучения обеспечивает интеграция содержания образовательных областей («Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум»), ориентированная на разностороннее развитие детей, развитие социальных навыков и навыков самообучения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В соответствии с перспективным планом на каждую неделю составляется циклограмма (приложение 5), которая ориентирована на разностороннее изучение детьми сквозной темы, направленной на развитие социальных навыков и навыков самообучения. В Циклограмме определяются задачи, содержание и продолжительность каждого режимного момента с учетом возрастных особенностей детей в соответствии с требованиями Санитарных правил.
При определении образовательных задач организованной учебной деятельности (далее – ОУД) и режимных моментов педагогам необходимо изменить подходы: рекомендуется не учить детей, а создать условия для самостоятельного принятия решения, дать возможность детям подумать, исследовать, считывать сигналы и ориентироваться в них.
Рекомендуется применение различных картотек для организации прогулок, гимнастики (утренней, пальчиковой, артикуляционной и т.д.), игр (развивающих, сюжетно-ролевых, подвижных, квест игр и т.д.). Карточки из картотеки являются приложением к циклограмме.
Контроль за качественными и своевременным составлением циклограммы воспитателями осуществляет методист, который вносит соответствующие предложения и замечания с указанием даты проверки (приложение 6).
Предусматривается проведение мониторинга - определение уровня достижений ребенка осуществляется с раннего возраста, который отслеживается педагогами путем постоянного наблюдения за его развитием.
Цель мониторинга:
отслеживать достижения ребенка;
обеспечивать индивидуальный подход к воспитанию и развитию детей;
совершенствовать образовательный процесс на основе оперативного планирования корректирующих мероприятий;
определить уровень усвоения ребенком содержания Типовой программы.
Результаты заполняются в «Листе наблюдений» (приложение 7). На основании полученных данных, заполняется Индивидуальная карта развития ребенка (приложение 8). В Индивидуальной карте развития ребенка в разделе «Корректирующие мероприятия» по итогам данных диагностики педагогами и специалистами, работающими с детьми, заполняются мероприятия по дальнейшему развитию ребенка.
Механизм организации и проведения диагностики, методика подсчета уровня развития ребенка подробно изложены в «Методических рекомендациях по мониторингу развития умений и навыков у детей дошкольного возраста» и размещены на портале Республиканского центра «Дошкольное детство» – www.rc-dd.kz.
Мониторинг проводится по следующей схеме:
- результаты развития каждого ребенка;
- результаты развития группы в целом;
- результаты развития детей по дошкольной организации;
- результаты развития детей по району, городу, области, республике.
Деятельность дошкольной организация разделена на два периода:
1) с 1 сентября по 31 мая – период освоения содержания Типовой программы);
2) с 1 июня по 31 августа – летний оздоровительный период.
Работа летне-оздоровительном периоде направлена на оздоровление, закаливание, физическое развитие детей и закрепление пройденного программного материала.
Система оздоровления детей в летний период включает:
-физкультурно-оздоровительную работу (спортивные и подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки музыкально-ритмические движения, самостоятельная двигательная деятельность, игры по развитию мелкой моторики, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз и многое др.);
-организацию рационального питания;
-закаливание (пребывание на солнце, походы, прогулки, соревнования и т.д.).
Летний период в дошкольной организации включает такие виды деятельности, в которых присутствует творчество, оздоровление, общение, игры, совместный и индивидуальный труд, развлечения, опытно- экспериментальная деятельность.
Требования к психолого-педагогическим условиям развития и воспитания детей
- использование в педагогическом процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия с детьми всех педагогов, специалистов дошкольной организации и родителей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;
- уважительное отношение взрослых к ребенку, поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- создание необходимых условий для диагностики и коррекции развития и социальной адаптации детей;
- использование в образовательном процессе учебно-методической литературы, согласно Перечню учебников;
- повышение профессионального мастерства педагогических кадров;
- обсуждение и утверждение на родительских собраниях порядка проведения мероприятий (праздников, утренников, досуга) согласно Положению о проведении мероприятий. В данный документ, который должен быть в каждой дошкольной организации, необходимо включить порядок организации мероприятия, участие родителей, правила их поведения и т.д.;
- консультативная поддержка педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития ребенка, в том числе инклюзивного образования.
- привлечение посторонних лиц к проведению мероприятий для оказания различных услуг (фото-, видеосъемка, аниматоры и др.) не допускается в целях обеспечения охраны жизни и здоровья детей;
- исключить затраты родителей на проведение мероприятий (дни рождения, утренники, выпускные и др.);
- запретить использование гаджетов (смартфонов, планшетов и др.), а также просмотр телевизионных передач (мультфильмов) в дошкольной организации с учетом их отрицательного влияния на здоровье и физическое развитие детей, возможное психическое расстройство, снижение творческой активности, задержку речевого развития и другие негативные воздействия.
Требования к проведению организованной учебной деятельности
При планировании ОУД рекомендуется соблюдение следующих принципов:
- соблюдение учебной нагрузки (количество и длительность ОУД проводится согласно ТУПу, вариативный компонент проводится во второй половине дня);
- соответствие образовательного процесса возрастным особенностям детей (ОУД, требующие значительных умственных нагрузок, планируются в середине недели в чередовании ОУД с активной двигательной деятельностью);
- учет санитарно-гигиенических, дидактических требований при проведении режимных процессов;
- учет региональных и климатических особенностей (при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, утренников и др.);
- учет индивидуальных особенностей детей;
- взаимосвязь воспитательных, обучающих, развивающих задач, их реализация в ОУД и других видах деятельности;
- проведение работы по эмоциональной разгрузке детей (психогимнастика, релаксация, цветотерапия, музыка и др.);
- взаимодействие всех педагогов при планировании интегрированных форм ОУД.
Требования к оформлению документации педагогов дошкольной организации
Ответственность за состояние и правильную организацию делопроизводства, своевременное исполнение документов и их сохранность возлагается на руководителя дошкольной организации и соответствующего работника согласно штатному расписанию.
Предлагаемый перечень документации:
Документация воспитателя:
1) табель посещаемости;
2) журнал «Социальная карта детей» (в электронном виде);
3) перспективный план на год;
4) циклограмма (на неделю);
5) материалы диагностики: Лист наблюдения, Индивидуальная карта развития ребенка (в электронном виде);
6) протоколы родительских собраний группы.
Документация методиста:
Документация руководителя:
1) нормативные правовые акты, регулирующие деятельность дошкольных организаций;
2) годовой план работы;
3) протоколы педагогических советов ДО;
4) протоколы общих родительских собраний;
5) Устав ДО;
6) внутренние приказы и распоряжения;
7) правила внутреннего распорядка;
8) должностные обязанности сотрудников ДО;
9) документы по технике безопасности;
10) документы по ГО и ЧС (планы, информации, переписка).
Республиканским центром «Дошкольное детство» в помощь педагогическим работникам дошкольных организаций и родителям разрабатываются и размещаются на сайте www.rc-dd.kz (приложение 9):
- методические материалы по организации педагогического процесса;
- информации о проводимых мероприятиях по реализации программы «Рухани жаңғыру», подпрограммы «Туған жер», по уходу и развитию детей раннего возраста, формировании у них социальных навыков и навыков самообучения;
- издается электронный научно-методический журнал «Дана бала» в целях оказания методической поддержки педагогам и распространения их лучшего опыта.
Приложение 1
Перечень
нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных организаций
В целях создания необходимых условий для обеспечения качественных образовательных услуг детям дошкольного возраста предлагается следующий Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных организаций:
Приложение 2
Примерный режим дня в дошкольной организации
Компонент режима
|
Возраст детей |
||||
---|---|---|---|---|---|
2–3 |
3–4 |
4–5 |
5–6 |
6–7 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика |
7.30 - 8.00 |
7.30 - 8.00 |
7.30 - 8.00 |
7.30 - 8.00 |
7.30 - 8.00 |
Завтрак |
8.00 - 8.40 |
8.00 - 8.40 |
8.00 - 8.30 |
8.00 -8.30 |
8.00 -8.30 |
Игры, подготовка к ОУД |
8.40 - 9.15 |
8.40 - 9.15 |
8.30 - 9.00 |
8.30 -9.00 |
8.30 -9.00 |
ОУД (включая перерывы) |
9.15 - 9.45 |
9.15 – 10.20 |
9.00 - 10.10 |
9.00 -10.55 |
9.00 -11.15 |
Подготовка к прогулке |
9.45 -10.05 |
10.20 - 10.40 |
10.10 - 10.30 |
10.55-11.10 |
11.15-11.30 |
Прогулка |
10.05-11.30 |
10.40 - 12.00 |
10.30 - 12.00 |
11.10-12.30 |
11.30-12.30 |
Возвращение с прогулки |
11.30 - 11.50 |
12.00 - 12.20 |
12.00 -12.20 |
12.30 -12.40 |
12.30 -12.40 |
Обед |
11.50 - 12.30 |
12.20 - 13.00 |
12.20 - 13.00 |
12.40 -13.10 |
12.40 -13.10 |
Сон |
12.30 - 15.00 |
13.00 - 15.10 |
13.00 - 15.10 |
13.10 -15.10 |
13.10 -15.10 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры |
15.00 - 15.30 |
15.10 - 15.40 |
15.10 - 15.40 |
15.10 -15.40 |
15.10 -15.40 |
Полдник |
15.30 - 16.00 |
15.40 - 16.10 |
15.40 -16.10 |
15.40 -16.10 |
15.40 -16.10 |
Игры, самостоятельная деятельность |
16.00 - 16.20 |
16.10 -16.30 |
16.10 -16.30 |
16.10 - 16.40 |
16.10 - 16.40 |
Подготовка к прогулке |
16.20 - 16.40 |
16.30 - 16.50 |
16.30 -16.50 |
16.40 -16.50 |
16.40 -16.50 |
Прогулка |
16.40 - 17.40 |
16.50 - 17.50 |
16.50 - 17.50 |
16.50 - 17.50 |
16.50 - 17.50 |
Возвращение с прогулки |
17.40- 18.00 |
17.50 - 18.00 |
17.50 - 18.00 |
17.50-18.00 |
17.50-18.00 |
Уход детей домой |
18.00 - 18.30 |
18.00 - 18.30 |
18.00 - 18.30 |
18.00 - 18.30 |
18.00 - 18.30 |
Приложение 3 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН (ОБРАЗЕЦ) Вторая младшая группа на _декабрь месяц 2018 года Сквозная тема «Мой Казахстан» Цель: формированию у детей духовно-нравственных качеств, основанных на общечеловеческих ценностей |
|||||
Под тема |
Здоровье-3 Физическая культура - 3
|
Коммуникация -2 Развитие речи -1 Худ. литература -0,5 Казахский язык- 0,5 - |
Познание-2,5 ФЭМП - 1 Конструирование -0,5 Естествознание-1 |
Творчество-3 Рисование-1 Лепка – 0,25 Аппликация – 0,25 Музыка -1,5 |
Социум Озн. с окр. миром- 0,25 Основы экологии-0,25 |
І неделя |
Физическая культура 1.Метание в вертикальную цель с расстояния 1,5 метра. 2.Перелезание через бревно 3.Ходьба по ребристой доске, |
1.Развитие речи: Тема: Казахстан – земля родная 2.Худ. лит-ра Чтение стихотворения Кабдыкарима Идрисова «Мой край» 3.Драма Инсценировка по мотивам сказки «Заюшкина избушка». |
1.ФЭМП Тема: Познакомить с понятием «много», «один», 2.Естествознание Тема: Животные нашего края. Знакомство с верблюдом.
|
1.Рисование. Тема: Байтерек (рисование свечой) 2.Аппликация Тема: Украсим такия - головной убор. 3.Музыка. Тема:Мы любим петь и танцевать 4.Музыка. .Тема: «Танцум, слушаем, играем» |
1.Ознакомление с окружающим миром Тема; «Родные просторы». (Рассматривание иллюстраций о родном крае). |
ІІ неделя |
Физическая культура 1.Прыжки на двух ногах вверх с места ; 2.Бросание мяча друг другу снизу 3.Перелезание через тимнастическую скамейку. |
1.Развитие речи Рассказ воспитателя «День рождения Казахстана». 2.Казахский язык Жануарлар мен құстардың атаулары |
1.ФЭМП Закрепить понятия «много», «один» 2.Естествознание Тема:Детёныши домашних животных 3.Конструирование Тема: Байтерек. (Коллективная работа: собрать пазл) |
1.Рисование. Тема: В лесу родилась елочка (рисование ладошкой) 2.Лепка Тема: Снеговик 3.Музыка Тема: Мой Казахстан! Республика моя! |
|
ІІІ неделя |
Физическая культура 1.Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой от пола; 2.Прыжки на двух ногах в длину; 3.Метание предметов на дальность |
1.Развитие речи Тема:Составление рассказа по картине. 2.Художественная литература Чтение стихотворения. «Родина моя» 3.Драма Развивать пантомимические навыки. |
1.ФЭМП Тема: Геометрическое тело- круг 2.Естествознание Тема:Свойства снега. 3.Конструирование Тема: Юрта. |
1.Рисование. Тема: Казахское национальное блюдо – баурсак 2.Аппликация Тема: Столица Астана 3.Музыка Тема: Весёлые снеговики пришли в гости к детям 4.Музыка. Тема: Родная страна Танец с погремушками |
1.Основы экологи Тема: Деревья нашего участка
|
IV неделя |
Физическая культура 1.Лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз чередующим шагом, 2.Перешагивание через набивной мяч с разными положениями рук. 3.Прокатывать мяч друг другу, прыжки на одной ноге. |
1.Развитие речи Тема: Флаг нашей страны. 2.Казахский язык Өздерінің туған жері, туралы әңгіме
|
1.ФЭМП Познакомить с геометрическим телом квадрат. 2.Естествознание Тема: Поможем птицам зимой |
1.Рисование. Тема: Ёлочка, колкая иголочка 2.Лепка Тема: Казан 3.Музыка Тема: Праздник новогодней ёлки.
|
|
Приложение 4
Сквозные темы для составления перспективного плана:
Приложение 5
ЦИКЛОГРАММА (примерная)на неделю (3-7 декабря 2018 года)
Вторая младшая группа Сквозная тема «Мой Казахстан»
Понедельник |
Вторник |
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
||
Прием детей Беседы с родителями
Игры (настольные, пальчиковые и др.)
Утренняя гимнастика (5 мин) |
Общение воспитателя с детьми и родителями: индивидуальные беседы о семейных традициях, игры для общения и создания хорошего настроения у детей. Создание доброжелательной атмосферы. |
|||||
Пальчиковая гимнастика «Я здороваюсь везде. Дома и на улице. Даже, здравствуй! Говорю. Я соседской курице. … |
Игры со строительным материалом Тема «Байтерек» Цель: Обогащать словарный запас детей. Учить составлять простые предложения |
Рассматривание альбома «Мой Президент». Называть имя, отчество и фамилию Елбасы |
Рассказ воспитателя «Родные просторы» Рассматривание иллюстраций о природе Казахстана. Цель: обогащать кругозор детей, воспитывать любовь к природе родного края. |
Рассказ воспитателя о столице Казахстана - Астане. Показ иллюстраций о достопримечательностях Астаны. Цель: обогащать представления детей о столице нашей Родины. |
||
Комплекс упражнений №7 |
||||||
Завтрак |
Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета. |
|||||
Игры, подготовка к организованно-учебной деятельности (ОУД) |
Игры и игровые упражнения малой подвижности для подготовки детей к ОУД |
|||||
Игра «Подбери пару». Цель: учить детей находить два одинаковых предмета»
|
Дидактическая игра «В гости к кукле Айсулу». Цель: Формировать умение сервировать стол, развивать сюжет. |
Рассматривание иллюстраций из серии картин «Мой Казахстан» Цель: учить детей определять настроение по иллюстрации и объяснять сюжет. |
Беседа о Президенте Республики Казахстан Цель: расширить знания детей о Президенте
|
Словесная игра «Кто что делает?» Цель: расширить активный словарь детей
|
||
ОУД по расписанию ДО |
1. Развитие речи Тема: Казахстан – земля родная Воспитывать отзывчивость и доброту. Формирование навыков слушания и понимания речи взрослого; ведения диалога со взрослым, слушания и понимания заданных вопросов 2. Музыка Тема: Домбра Цель: формировать навыки восприятия звуков казахского народного инструмента – домбры. Совершенствовать навыки хорового пения. Согласовывать движения тела с музыкой. |
1. ФЭМП 1.Закрепление представлений о понятиях «много», «один», «по одному», «ни одного». Формирование навыков: составления групп из однородных предметов и выделения из них одного. Обучать умению раскладывать предметы правой рукой слева направо; соотносить предметы по величине .2. Драма Инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба» Цель. развивать ролевое поведение, активную речь малышей, уверенность в себе. Учить последовательно выполнять события сказки. 3.Физическая культура Метание в вертикальную цель с расстояния 1,5 метра. прыжки на месте на двух ногах с чередованием с ходьбой; Подвижная игра «Воробышки и автомобиль |
1. Художественная литература Чтение стихотворения Кабдыкарима Идрисова «Мой край» Цель: создать условия для эмоционального восприятия художественного произведения, чувствовать его характер, авторскую интонацию. Учить высказывать свое отношение к героям сказки. 2.Аппликация Тема: Украсим такия (головной убор). Цель: учить составлять узоры из растительных и геометрических форм; последовательно наклеивать их; умение аккуратно пользоваться ножницами, кистью, клеем. 3. Физическая культура Перелезание через бревно, гимнастическую скамейку; метание в вертикальную цель с расстояния 1,5 метра; П/и «Смелые зайчики». |
1. Естествознание Тема;Животные нашего края Знакомство с верблюдом. Цель:расширять представление о домашних животных Казахстана, особенностях содержания домашних животных. 2.Физическая культура Ходьба по ребристой доске,перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Подвижная игра «Солнышко и дождик». 3.Вариативный компонент
|
1. Рисование Тема: Байтерек Формирование умения проведения в разном направлении прямых линий, пересечения их. Рисование концом кисти (точки), развивать чувство композиции. Ознакомление с окружающим миром Тема: Родные просторы (Рассматривание иллюстраций о родном крае). Расширять представления детей о родном крае; о ценности и красоте родной земли; Воспитывать чувство гордости и любовь к родному краю. |
|
Подготовка к прогулке |
Одевание: последовательность, выход на прогулку. |
|||||
Прогулка |
Карточка № 13 |
Карточка № 14 |
Кароточка № 15 |
Карточка № 16 |
Карточка № 17 |
|
Возвращение с прогулки |
Последовательное раздевание, складывание одежды в шкафчики, мытье рук. |
|||||
Обед |
Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета. |
|||||
Сон |
Создание благоприятной обстановки для спокойного сна детей. |
|||||
Постепенный подъем |
Ходьба по ортопедической дорожке с целью профилактики плоскостопия, по массажным дорожкам, закаливание.
|
|||||
Полдник |
Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию навыков культуры еды. |
|||||
Игры, самостоятельная деятельность
Индивидуальная работа в соответствии с Индивидуальной картой развития ребенка |
Рисование Тема: Байтерек Цель: Учить детей строить башню по памяти, развивать творческие способности. |
Сюжетно-ролевая игра «Накорми куклу»; Цель: формировать социальные навыки самообслуживания. Развивать игровые действия речевую активность в игре. |
Игра «Чудесный мешочек» Цель: учить различать по сенсорным признакам, расширять словарный запас.
|
Рассматривание альбомов, сюжетных картинок. Дидактическая игра «Мозаика» Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Игры с сюжетными игрушками, настольный театр и др.
|
|
Беседа о времени года «Зима» (рассматривание иллюстраций) Цель: обучение умению отвечать на простые вопросы. |
Беседа о столице Казахстана. Цель: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими достопримечательности. |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими игрушки. |
Творческое задание «Вырежи и наклей». Цель: упражнять в вырезывании круга из квадрата путем обрезания углов. |
Дидактическая игра «Угадай и назови». Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики рук. |
||
Подготовка к прогулке |
Одевание: последовательность, выход на прогулку. |
|||||
Прогулка |
Мотивация интереса к прогулке. Индивидуальные беседы с детьми на темы: Мой край родной |
|||||
Ужин |
Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию навыков культуры еды |
|||||
Уход детей домой |
Работа с родителями. Презентация проекта: «Мой Казахстан». Подбор атрибутов на выставку (рисунки, книжки-самоделки, макеты, поделки), |
Приложение 6
План работы методиста на месяц (примерный) на сентябрь 2018-2019 учебного года
Дни недели |
I неделя |
II неделя |
III неделя |
IY неделя |
||||
Понедельник |
7.45-8.00 Сравнительный контроль - качество проведения утренней гимнастики в: |
|||||||
2 младших группах |
средних группах |
старших группах |
1 младших группа |
|||||
8.20-8.55 Текущий контроль: Организация и проведение культурно-гигиенических навыков во время приема пищи (осанка, культура приема пищи) |
||||||||
9.00- 10.00 Административный контроль: наблюдение, анализ проведения ОУД в 1 и 2 младших группах. Оказание методической помощи воспитателям |
||||||||
10.20-10.35 Оперативный контроль - организация и проведение прогулки: |
||||||||
Организация наблюдения во 2 младшей группе |
Организация трудовой деятельности в 1 младшей группе |
Организация игровой деятель в средней группе |
Организация игровой деятельности в старшей группе |
|||||
14.00-14.30 Производственное совещание при заведующей ДО |
||||||||
14.30-16.00 Работа с документацией: Пополнение информационного стенда обновленными документами: (ИМП, методическое руководство, методические рекомендации и др.). |
||||||||
17.00-18.00 Работа с воспитателями по обновлению наглядного материала «Ознакомление с правилами внутреннего распорядка ДО» |
17.00-18.00 Анкетирование родителей «Психологические аспекты адаптации» в разных возрастных группах |
17.00-18.00 Ознакомление с планами работы специалистов (психолог, логопед) |
17.00-18.00 Работа со специалистами (инструктор по спорту, учитель английского языка): реализация плана в соответствии со сквозными темами |
|||||
Вторник |
8.00-8.45 Текущий контроль: Обход групп. Организационные вопросы |
|||||||
9.00- 10.00 Административный контроль: реализация сквозной темы. Наблюдение и анализ ОУД в старшей группе. Оказание методической помощи воспитателям |
||||||||
11.00-12.00 Текущий контроль: |
||||||||
Организация трудовой деятельности в 1 младшей группе |
Организация и проведение наблюдения во 2 младшей группе |
Наблюдение за организацией трудовой деятельности в средней группе |
Организация игровой деятельности в старшей группе |
|||||
11.50-12.20 Формирование культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детей в 1 младшей группе |
||||||||
13.30-14.30 Методический час |
||||||||
.1. Работа в методическом кабинете по изучению инструктивно-методического письма. 2. Анализ проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах |
Порядок заполнения Листа наблюдения и Индивидуальной карты развития ребенка для проведения диагностики
|
1. Подготовка к Неделе языков (составление плана мероприятий) 2. Информация психолога о ходе проведения мероприятий по адаптации вновь прибывших детей. |
Результаты диагностики стартового контроля по определению уровня развития умений и навыков детей разных возрастных групп.
|
|||||
13.00-15.00 Работа с документацией: Составление плана работы молодого специалиста |
||||||||
16.00-17.30 Контроль за качеством проведения дополнительных образовательных услуг |
||||||||
среда |
8.00-8.45 Текущий контроль: Обход групп. Организационные вопросы |
|||||||
9.00- 10.00 Административный контроль: реализация сквозной темы. Наблюдение и анализ ОУД в средней группе. Оказание методической помощи воспитателям. |
||||||||
10.00-10.15 Организация выхода на прогулку и проведение игровой деятельности детей 1 младшей группы |
10.15-10.25 Организация наблюдения на прогулке детей средней группы |
11.00-11.20 Наблюдение за организацией игровой деятельности детей 2 младшей группы |
11.20-11.30 Организация трудовой деятельности детей старшей группы на прогулке |
|||||
12.20-12.30 Текущий контроль: организация дежурства в старшей группе |
||||||||
13.30-15.00 Тематический контроль: Выполнение решение педсовета об оснащении предметно-пространственной развивающей среды в разных возрастных группах в соответствии с обновленным содержанием нормативной базы |
||||||||
15.10-15.40 Сравнительный контроль: Организация закаливающих мероприятий во 2 младшей группах |
||||||||
16.00-17.30 Контроль за качеством проведения вариативной части учебного плана ДО |
||||||||
17.00-18.00 День приема родителей методистом |
||||||||
Четверг |
8.00-8.25 Текущий контроль: Обход групп. Организационные вопросы |
|||||||
8.30- 10.00 Фронтальный контроль: Наблюдение и анализ мероприятия по адаптации вновь прибывших детей в 1 младшей группе (подготовка к методсовету №1 по вопросу: Итоги проведения адаптационного периода вновь прибывших детей) |
||||||||
Текущий контроль: |
||||||||
10.30-10.50 Организация игровой деятельности в 1 младшей группе |
10.50-11.10 Организация игровой деятельности во 2 младшей группе |
11.30-11.50 Организация игровой деятельности на прогулке в средней группе |
11.10-11.30 Организация игровой деятельности во 2 младшей группе |
|||||
12.30-12.45 Организация дежурства во время подготовки к обеду в средней и старшей группах |
||||||||
14.00-14.30 Семинар-практикум по проведению стартового контроля по отслеживанию развитию умений и навыков детей |
14.00-14.30 Индивидуальные беседы с педагогами по итогам контроля. Методическая помощь |
14.00-14.30 Консультация: Совершенствование оснащенности предметно-пространственной развивающей среды в разных возрастных группах. |
14.00-14.30 Работа в методическом кабинете: ознакомление с новинками методической литературы, периодическими изданиями |
|||||
14.30-15.00 Работа с кадрами: Консультация для аттестуемых педагогов по составлению плана проведения аттестационного периода. Обсуждение аттестационного материала |
||||||||
15.00-15.30 Медико-педагогический контроль: Организация и проведение оздоровительной работы. Анализ заболеваемости в: |
||||||||
2 младших группах |
1 младших группах |
средних группах |
старших группах |
|||||
15.30-17.00 Работа с документацией: оформление и систематизация материалов методических мероприятий (справки, протоколы и т.п.) составление плана работы на будущий месяц |
||||||||
Пятница |
8.30-9.00 Текущий контроль: Обход групп. Подготовке к ОУД |
|||||||
9.00- 10.00 Административный контроль: реализация сквозной темы в ходе ОУД в разных возрастных группах |
||||||||
10.00- 12.00 Составление Рабочего плана методиста на будущий месяц |
||||||||
12.10-12.20 Текущий контроль: организация и проведение умывания в средней группе |
||||||||
13.30- 15.00 Проверка и утверждение циклограмм в разных возрастных группах на будущую неделю. |
||||||||
15.30-16.30 Тематический контроль: качество проведения вариативной части учебного плана (подготовка вопроса к педсовету №1) |
||||||||
17.00-18.00 Работа по оформлению выставок, стендов по реализации сквозной темы месяца «Детский сад» |
||||||||
Приложение 7
Лист наблюдения
результатов диагностики стартового контроля уровня развития умений и навыков детей
Первая младшая группа «Солнышко» я/с № 5 «Арман» г.Астана
Учебный год: 2018-2019 Дата проведения: сентябрь
Образовательная область «Здоровье» |
|
|
2-3-Зд.1 |
2-3-Зд.2 |
2-3-Зд.3 |
2-3-Зд.4 |
Общее количество |
Средний уровень |
Уровень развития умений и навыков |
умеет выполнять физические упражнения одновременно со взрослым |
владеет первоначальными навыками основных видов движений: ходьба, бег, лазание, упражнение на равновесие |
владеет первоначальными навыками личной гигиены |
проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур |
|||||
1 |
Ахметов Арман |
II |
III |
II |
II |
9 |
2,25 |
III |
2 |
Омарова Сания |
III |
III |
III |
II |
11 |
2,75 |
III |
3 |
Асылбеков Галым |
II |
II |
III |
III |
10 |
2,5 |
II |
4 |
Смаилов Асет |
III |
III |
II |
III |
11 |
2,75 |
III |
|
Итого: |
I – 0 II – 3 III – 1 |
I – 0 II – 1 III – 3 |
I – 0 II – 2 III – 2 |
I – 0 II – 2 III – 2 |
|
|
|
I уровень - 0 II уровень – 1 III уровень - 3 Уровень развития умений и навыков детей в целом по группе – III |
Лист наблюдения
результатов диагностики стартового контроля уровня развития умений и навыков детей
Первая младшая группа «Солнышко» я/с № 5 «Арман» г.Астана
Учебный год: 2018-2019 Дата проведения: сентябрь
|
Образовательная область «Коммуникация» |
||||||||||||
№ |
Ф.И.О. ребенка |
Развитие речи |
Художественная литература |
Общее количество |
Средний уровень |
Уровень развития умений и навыков |
|||||||
2-3-К.1 |
2-3-К.2 |
2-3-К.3 |
2-3-К.4 |
2-3-К.5 |
2-3-К.6 |
2-3-К.7 |
2-3-К.8 |
2-3-К.9 |
|||||
умеет произносить звуки и слова, правильно артикулирует гласные и отдельные согласные звуки |
понимает слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), бытовые и игровые действия (гулять, кушать), контрастные размеры (большой, маленький) |
слушает и понимает задаваемые вопросы |
рассказывает в нескольких словах об увиденном |
владеет первоначальными навыками слушания и говорения |
понимает и знает небольшие потешки, стихотворения |
эмоционально откликается на содержание произведений |
рассказывает в нескольких словах отрывки хорошо знакомых сказок |
отвечает на элементарные вопросы по содержанию произведения |
|||||
1. |
Ахметов Арман |
II |
III |
III |
III |
II |
II |
II |
II |
III |
22 |
2,4 |
II |
2. |
Омарова Сания |
III |
II |
III |
II |
II |
II |
II |
II |
II |
20 |
2,2 |
II |
3. |
Асылбеков Галым |
III |
III |
II |
II |
II |
I |
II |
II |
III |
20 |
2,2 |
II |
4. |
Смаилов Асет |
III |
II |
II |
III |
III |
II |
II |
II |
II |
21 |
2,3 |
II |
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I - 0 II - 1 III - 3 |
I -0 II – 2 III - 2 |
I - 0 II – 2 III – 2 |
I -0 II – 2 III -2 |
I -0 II – 3 III - 1 |
I-1 IIІ – 3 III - 0 |
I -0 II– 4 III - 0 |
I - 0 II – 4 III -0 |
I -0 II – 2 III - 2 |
|
|
|
I уровень - 0 II уровень – 4 III уровень - 0 Уровень развития умений и навыков детей в целом по группе – II |
Лист наблюдения
результатов диагностики стартового контроля уровня развития умений и навыков детей
Первая младшая группа «Солнышко» я/с № 5 «Арман» г.Астана
Учебный год: 2018-2019 Дата проведения: сентябрь
|
Образовательная область «Познание» |
||||||||||||
№ |
Ф.И.О. ребенка |
Сенсорика |
Конструирование |
Естествознание |
Общее количество |
Средний уровень |
Уровень развития умений и навыков |
||||||
2-3-П.1 |
2-3-П.2 |
2-3-П.3 |
2-3-П.4 |
2-3-П.5 |
2-3-П.6 |
2-3-П.7 |
2-3-П.8 |
2-3-П.9 |
|||||
умеет выполнять задания (разбирает и собирает пирамидки, складывает картинки, разрезанные на 2 части), ориентируясь на словесное указание |
имеет первоначальные навыки координации движений, мелкой моторики рук |
различает основные цвета, отбирает по образцу, определяет на ощупь форму и величину предметов |
умеет конструировать простейшие постройки из строительного материала и крупных деталей конструкторов (стол, стул, диван, домик) |
имеет представление о цвете, форме, величине предметов и использует их в конструктивной деятельности |
имеет представление о свойствах строительных материалов и элементарных приемах использования |
узнает и называет по внешнему виду и вкусу несколько видов овощей и фруктов |
выделяет части тела животных, обращает внимание на их поведение, внешний вид |
называет характерные изменения природы |
|||||
1 |
Ахметов А. |
II
|
I |
III |
II
|
II
|
I |
II
|
III |
II
|
18 |
2,0 |
II |
2 |
Омарова С. |
III |
II
|
II
|
II
|
III |
I |
II
|
II
|
I |
18 |
2,0 |
II |
3 |
Асылбеков Г. |
II
|
III |
II
|
III |
II
|
II
|
III |
I |
II
|
20 |
2,2 |
II |
4 |
Смаилов А. |
III |
III |
III |
III |
II
|
III |
II
|
III |
II
|
24 |
2,6 |
III |
|
|
I - 0 II - 2 III -2 |
I - 1 II – 1 III - 2 |
I - 0 II – 2 III - 2 |
I - 0 II – 2 III - 2 |
I - 0 II – 3 III - 1 |
I - 2 II – 1 III - 1 |
I - 0 II – 3 III - 1 |
I - 1 II – 1 III - 2 |
I - 1 II – 3 III -0 |
|
|
|
I уровень - 0 II уровень - 3 III уровень – 1 Уровень развития умений и навыков в целом по группе - II |
|
Лист наблюдения
результатов диагностики стартового контроля уровня развития умений и навыков детей
Первая младшая группа «Солнышко» я/с № 5 «Арман» г.Астана
Учебный год: 2018-2019 Дата проведения: сентябрь
Образовательная область «Творчество» |
||||||||||||||||||
№ |
Ф.И.О. ребенка |
Рисование |
Лепка |
Аппликация |
Музыка |
Общее количество |
Средний уровень |
Уровень развития умений и навыков |
||||||||||
2-3-Т.1 |
2-3-Т.2 |
2-3-Т.3 |
2-3-Т.4 |
2-3-Т.5 |
2-3-Т.6 |
2-3-Т.7 |
2-3-Т.8 |
2-3-Т.9 |
2-3-Т.10 |
2-3-Т.11 |
2-3-Т.12 |
2-3-Т.13 |
2-3-Т.14 |
|||||
имеет представление о способах изображения предметов доступными средствами (пятно, линия, ритм) |
имеет представление о свойствах бумаги и элементарных приемах ее использования |
различает цвета и правильно называет их |
радуется своим рисункам, называет то, что на нем изображено |
имеет представление о свойствах глины, пластилина и элементарных приемах ее использования |
умеет лепить предметы (морковь, карандашик), скатывать между ладонями |
комбинирует полученные формы, преобразовывая ее для создания выразительного образа, по показу воспитателя |
имеет представление об изобразительном характере аппликации |
имеет представления об свойствах материалов и элементарных приемах их использования |
умеет составляет простые композиции на фланелеграфе |
умеет представление о возможности имитировать голосом звукоподражания |
умеет подпевать легко произносимые, повторяющиеся слова |
слушает песни в исполнении взрослого |
сопровождает пение игровыми действиями |
|||||
1 |
Ахметов А. |
II |
III |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
II |
30 |
2,1 |
II |
2 |
Омарова С. |
I |
II |
II |
I |
II |
III |
I |
III |
II |
I |
II |
III |
III |
II |
28 |
2,0 |
II |
3 |
Асылбеков Г. |
II |
I |
II |
II |
III |
I |
II |
II |
I |
II |
III |
III |
II |
III |
29 |
2,0 |
II |
4 |
Смаилов А. |
III |
II |
III |
II |
III |
II |
III |
III |
II |
III |
II |
III |
III |
III |
37 |
2,6 |
III |
|
|
I - 1 II -2 III - 1 |
I - 1 II -2 III -1 |
I - 0 II -3 III - 1 |
I - 1 II -2 III - 1 |
I - 1 II - 1 III - 2 |
I - 1 II - 2 III - 1 |
I - 1 II -1 III - 2 |
I - 1 II - 1 III - 2 |
I - 1 II -3 III - 0 |
I - 1 II -1 III -2 |
I - 1 II - 2 III - 1 |
I - 0 II - 1 III -3 |
I -0 II – 1 III -3 |
I - 0 II - 2 III - 2 |
|
|
|
|
|
I уровень - 0 II уровень – 3 III уровень - 1 Уровень развития умений и навыков в целом по группе - II |
Примечание:
Уровень развития умений и навыков детей определяется педагогом в соответствии с п.19 раздела «Требования к уровню подготовки воспитанников» ГОСДВО.
Диагностика проводится с целью отслеживания уровня развития умений и навыков детей и оказания им необходимой педагогической помощи.
Методика подсчета: Педагог оценивает достижения детей по отношению к ожидаемым результатам:
1) 1-уровень – ребенок воспроизводит те или иные действие и знания;
2) 2-уровень – ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний;
3) 3-уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания.
Например, в образовательной области «Творчество» Ахметову А. в графе «Имеет представление о способах изображения предметов доступными средствами» выставляется 2 уровень знаний и умений по отношению к ожидаемому результату. Так выставляется его уровень развития умений и навыков по всем графам.
Затем, суммируются выставленные уровни по всем графам, полученная сумма делится на количество показателей ожидаемых результатов и заносится в графу «Общее количество». Например, в образовательной области «Творчество» у Ахметова А. сумма уровней знаний по всем 14 графам (т.е.ожидаемым результатам) составила 30 (2+3+2+3+1+2+3+1+2+3+1+2+3+1). Данное число (30) делим на число ожидаемых результатов (14) – (30:14), получаем среднее число - 2,1. Следовательно, уровень знаний умений и навыков Ахметова А. соответствует 2 уровню.
Если средний уровень ребенка составляет, например, 2,5 ед., как у Смаилова А, то педагог самостоятельно определяет (в зависимости от потенциальных возможностей ребенка) к какому уровню отнести его знания, умения и навыки - ко II или III уровню.
Далее воспитатель подсчитывает общее количество уровней в группе.
Всего детей – 4. Из них имеют:
I уровень – 0;
II уровень - 3;
III уровень-1.
В целом по группе по образовательной области «Творчество» знания, умения и навыки детей соответствуют 2 уровню.
Приложение 8
Индивидуальная карта развития ребенка на _______________уч. год
ФИО ребенка : Дата рождения ребенка:________ Группа: «Балапан» ( I младшая группа от 2 до3 лет)_
Образовательная область |
Корректирующие мероприятия (после стартового контроля) |
Корректирующие мероприятия (после промежуточного контроля |
Корректирующие мероприятия (после итогового контроля) |
ВЫВОДЫ |
Здоровье |
-формировать представления о значимости гигиенических процедур для здоровья; - пользование индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) |
Продолжать выполнять с помощью взрослого культурно-гигиенические навыки (засучивать рукава, намыливать руки , досуха вытираться полотенцем) |
Совершенствовать навыки личной гигиены. С помощью взрослого раздеваться и одеваться в определенной последовательности |
Продолжать совершенствовать навыки личной гигиены |
Коммуникация
|
Развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками, говорения фразами (3–5 слов) |
учить детей повторять несложные фразы |
Привлекать драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок |
Говорит фразами из 3–5 слов |
Познание
|
Формировать представления о частях суток |
Учить определять части суток по изображению, по словесному описанию |
Учить определять части суток по словесному описанию |
Умеет определять части суток |
Творчество |
Формировать представление о способах изображения (пятно, линия, ритм) |
Проводить разные виды линий:вертикальная, горизонтальная, волнистая |
Овладение элементарной техникой изображения (пальцеграфиия, с помощью поролоновых тампонов) |
Продолжать совершенствовать элементарную технику рисования |
Примечание: Индивидуальная карта развития ребенка заполняется на основании данных Листа наблюдений по результатам стартовой, промежуточной и итоговой диагностики и хранится в дошкольной организации
|
Приложение 9
Методический материал, разработаный Республиканским центром «Дошкольное детство» в 2018 году
1. Методические рекомендации по мониторингу развития умений и навыков у детей дошкольного возраста;
2. Методические рекомендации по профилактике детского травматизма;
3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в разновозрастных группах;
4. Методические рекомендации по составлению Перспективного плана и Циклограммы в дошкольных организациях;
5. Разработка сценариев театрализованных постановок по формированию духовно-нравственных ценностей для детей среднего и старшего дошкольного возраста;
6. Методические рекомендации по вопросам развития детей раннего возраста для размещения на портале «Отбасы kz» «Рухани жаңғыру».
До конца года планируется разработать и поместить на сайте следующие методические материалы:
1. Стандарт, развивающий социальные навыки и навыки самообучения у детей раннего возраста;
2. Программа, развивающая социальные навыки и навыки самообучения у детей раннего возраста;
3. Методическое руководство к Программе, развивающей социальные навыки и навыки самообучения у детей раннего возраста;
4. Методические рекомендации для родителей по вопросам развития и социализации детей раннего возраста.